Генеральный директор АО «Молочный комбинат „Ставропольский“», кандидат технических наук, заслуженный работник пищевой индустрии России
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКАЯ ОСОБЕННОСТЬ СЕГОДНЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ МОЛОЧНЫЙ РЫНОК СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Наш регион характеризуется недостаточным производством сырого молока. Мы завозим молоко как от наших соседей из Краснодарского края, так и из Воронежской области, где закупаем сырье у группы компаний Эконива.
Ситуация на рынке переработки молока такова, что наша принципиальная позиция - сохранять репутацию. За всю историю работы предприятия, у нас не было ни одной забраковки и выявленного фальсификата. Стабильную работу комбината обеспечивают 1200 человек и все прекрасно знают, что даже если мы делаем спред или сырный продукт - то так их и называем.
КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВАШЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИОРИТЕТНЫ? СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Любую модернизацию мы всегда проводим с расчетом на долгосрочное развитие. Мы не используем достижения химической промышленности и ориентируемся полностью на современные технологии, позволяющие оптимизировать и улучшить производство. К примеру линия микропартикуляции и ультрафильтрации от Kieselmann, которая позволила нам увеличить выход творога. Мы и дружить с этой компанией начали потому, что они находят решение без химии, исключительно основываясь на технологии.
АССОРТИМЕНТ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НАСЧИТЫВАЕТ БОЛЕЕ 100 НАИМЕНОВАНИЙ. А ПО ДРУГИМ КАТЕГОРИЯМ И В ЦЕЛОМ КАКОЕ КОЛИЧЕСТВО ПОЗИЦИЙ ПРОИЗВОДИТ КОМБИНАТ? СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Всего мы производим около 500 наименований продуктов питания. Не считая детского питания, мы производим практически весь основной спектр пищевых продуктов. Также, МКС выпускает часть необходимой упаковки.
ЭТО ВЫГОДНО? ПРОИЗВОДИТЬ САМИМ УПАКОВКУ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: 20 лет назад было очень выгодно. Сейчас конечно, не по всем видам упаковки, но нас устраивает та упаковка, что мы производим самостоятельно. Это упаковка в стакан.
У ВАС ТАКЖЕ ХЛЕБОПЕКАРНОЕ И КОНДИТЕРСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Да. Изначально для нас это был способ утилизации молочной сыворотки. С точки зрения технологии, сыворотка является естественным улучшителем хлеба, помогает сделать его пышнее и повысить вкусовые качества. В целом все побочные производства связаны с основным производством. Например, в 90-е годы мы построили цех мороженого и кондитерских изделий чтобы иметь возможность сбывать сливочное масло. Ситуация в те годы для этого продукта складывалась не лучшим образом. Мороженое, торты, пирожные стали способом продажи молочного жира.
ВЫ ПРОИЗВОДИТЕ ВСЕ КРОМЕ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ. НЕ ПЛАНИРУЕТЕ ЭТУ КАТЕГОРИЮ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Нет, поскольку в регионе нет сырья высочайшего качества, которое требует ГОСТ.
ПРОИЗВОДЯ КЛАССИЧЕСКУЮ ЛИНЕЙКУ ПРОДУКЦИИ, ВЫ ТАКЖЕ УГЛУБЛЯЕТЕСЬ В ПРОИЗВОДСТВО МОЛОЧНЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ. ЧТО ИНТЕРЕСНЕЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БИЗНЕСА?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Мы одно другому не противопоставляем. Многие специалисты пришли на комбинат из науки и для нас получение прибыли, безусловно важно, но не является единственной целью. Не менее значимым является необходимость творческого интереса в работе.
Мы выводим в месяц по 2-3 новых продукта, поощряем учебу сотрудников и защиту диссертаций. Предприятие и его команда стараются развиваться параллельно во всех направлениях. Во многом нам помогает своя собственная сеть магазинов. Если бы мы работали только с федеральным ритейлом, то ассортимент комбината сократился бы минимум вдвое..
СКОЛЬКО МАГАЗИНОВ У ВАС СЕЙЧАС?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Более 60, в том числе точки которые работают по нашим правилам, но являются частными.
КАКАЯ ДОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СЕТИ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Около 20%.
РАНЕЕ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО МКС БУДЕТ ЗАНИМАТЬСЯ ЛАКТУЛОЗОЙ…
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Уже занимаемся. Мы выпустили продукт ЛактуВет для кормления животных. В основе продукта уникальная технология. Продукт производится на основе мелассы и лактулозы.
ВЫ ПРИШЛИ НА КОМБИНАТ ИЗ НАУКИ И ВМЕСТЕ С ЦЕЛОЙ КОМАНДОЙ УЧЕНЫХ. КАК ЭТО ОТРАЗИЛОСЬ НА РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Когда я пришел на производство, на площадке работал классический старый завод, выпускающий кефир, молоко, творог, сметану. Все остальное мы построили, начиная со стадии активной модернизации, на которую сделали упор в 1992 году..
КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ НА ВАШ ВЗГЛЯД СЕГОДНЯ У ГЛУБОКОЙ ПЕРЕРАБОТКИ МОЛОКА?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Важно чтобы был штат специалистов, подготовленных технически и технологически. То есть, мы должны давать задание партнерам, таким как Kieselmann. А не они нам.
Я думаю, что глубокая переработка молока - лучший выход для отрасли с точки зрения увеличения выхода продукции и повышения эффективности производства.
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МОЛОЧНЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ - КТО ОСНОВНОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ВАШЕЙ ПРОДУКЦИИ ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: В основном пищевая промышленность и комбикормовая промышленность. Значительную часть лактозы выкупают трейдеры.
КОГДА ВЫБИРАЛИ ПАРТНЕРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛАКТОЗЫ, ПОЧЕМУ В ИХ ЧИСЛО ВОШЛИ KIESELMANN?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Потому что мы выбирали лучших. От инжиниринга до
клапанов. А
клапаны и запорная арматура у Kieselmann, с нашей точки зрения - лучшие в мире. Вторая сторона вопроса - это персонал компании, с которым комфортно работать. Это очень важно.
ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ ПО СОТРУДНИЧЕСТВУ С КОМПАНИЕЙ ЕСТЬ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Мы подготовили новый проект, связанный с лактулозой. Рассматриваем приобретение микрофильтрационной установки чтобы сразу обезжиривать продукт и получать идеальную сыворотку и мицеллярный казеин.
ЕСТЬ ЛИ НЕХВАТКА ЛАКТОЗЫ НА РЫНКЕ РФ? КАК ПРОШЕЛ ВЫХОД ВАШЕГО ПРОДУКТА?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Рост курса евро привел к тому, что импортная лактоза подорожала. Мы зашли на этот рынок с лучшим качеством чем у польской или белорусской лактозы и более выгодной ценой. Таким образом мы заняли нишу на рынке. Сейчас евро дешевеет, процесс идет обратно.
ЧТО ДЛЯ ВАС "НОВОЕ БУДУЩЕЕ" МОЛОЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКИ?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ: Автоматизация. Там где ее можно сделать - нужно делать.
Кроме того, мы видим большие перспективы у продуктов с пребиотиками и пробиотиками. Также мы имеем компетенции в производстве заквасок. Это наша цель в будущем.
Еще я не хочу верить, что мы уйдем в пищевую химию. Хотелось бы чтобы было больше потребителей, которые хотят натуральный вкус продукта.